Чем заболел театр на Украине?

Маски для украинского театрала

Читателей 👀: 157
Прочитано : 189


Страны: Украина


Поделиться с друзьями

Я не принадлежу к славному племени театральных критиков. Более того, даже не являюсь завзятым театралом. Для меня поход в театр — это праздник, событие. Очень редкое в моей жизни, но событие. Когда назначена встреча и купленные заранее билетики лежат на самом видном месте, для меня начинается театр! Все мысли крутятся вокруг предстоящего похода. Что одеть? Какая будет погода? Выдержит ли укладка, если сыро или дождит? Какие туфли? Не замерзну ли, пробегая от такси до входа?... И так далее в том же духе. И ни разу у меня не возникла мысль, а понравится ли мне спектакль? Такое даже в голову прийти не могло. Ведь это наша труппа! Мариупольская! Они не могут разочаровать. Вот не могут и все! Как же я ошибалась...

Послушалась совета подруги:
«Трудные времена. Нечего на такси разъезжать. Одевайся потеплее и забудь о туфельках. Сапоги однозначно!».

Закутанные, утепленные, автобусом приехали к Театральной площади. Людей много. Таких же утепленных, как и мы. А дальше...

Театр начинается с вешалки. Холодно. Исподтишка оглядываюсь, рассматривая публику. Никто из женщин не переобувался. Я тоже постеснялась и не стала. Никаких вечерних туалетов у дам. Все просто и демократично. Демократично до такой степени, что некоторые особи не пожелали снять верхнюю одежду. Очень удивилась этому и наивно спросила у подруги:

— Почему вон та дамочка не сдает пуховик в гардероб? Неужели в зале так холодно?
— Эта «дамочка», как ты выразилась, просто тупо не хочет потом стоять в очереди за своим пуховиком, когда все эти «театралы» «ломануться» на свободу, не дожидаясь поклона... Не будь наивной. Поверь, за прошедший год театр здорово изменился...
— Да ладно, — не поверила я, — Мы же весною с тобою были. Он не может измениться. Это же т-е-а-т-р!

Первый звонок. Проходим в зал на свои места. Публика неторопливо рассаживается. Второй звонок. Чуть гаснет освещение. Вот-вот начнется действие. Вся в предвкушении. И тут... бац... какой-то мужик, по другому не назовешь, лезет на свое место, повернувшись к нам объемным задом. Торопливо вскакиваем, боясь упереться носом в его филейную часть... Тихо посмеялись между собою, перемываем кости этому любителю театра. Такое бывает. Публика разная. Третий звонок. Тихо-тихо начинает звучать музыка. В зале гаснет свет. Загорается сцена. Говор стих. Началось.

Гоголевкая «Ночь перед Рождеством». Стоит описать начало чуть подробнее. На переднем плане сцены висит белое полотнище, скрывая собою декорации, расположенные в глубине. По нему переливаются разноцветные блики, наверное, должные собою отождествлять северное сияние. Недоумеваю. Может я чего-то не поняла, но какое северное сияние в Диканьке? Ладно. Бог с ним. Прожектор высвечивает стол в правом углу сцены возле самой рампы. С противоположной стороны к нему выходит, держа в руках свечечку, Гоголь и медленно следует к столу, читая монолог. Замечательная задумка.


Сцена из постановки «Ночь перед Рождеством»

Если бы не чтец... Вернее, дефект дикции у чтеца... Да что я придираюсь? Это только начало. Может дальше постановка так захватит меня, что я и не вспомню об этом недоразумении... Вон и «сияние» уже угасает и тряпка эта опускается вниз... Вот сейчас начнется!

Скажу сразу. Во время первого действия меня не покидало это ощущение, что вот сейчас начнется... К антракту, я перестала ждать чуда. Декорация в глубине сцены очень сильно напоминала русскую печь. Из-под этой печи или прямо на самой печи периодически возникали персонажи постановки. Ближе к зрителю, замотанный белыми тряпками типа снегом, плетень. Ну как же без него! Символ Украины как-никак. Невнятная и вялая Оксана монотонно бубнила что-то о себе любимой, создавая устойчивое впечатление у зрителя, что себя она как раз и не любит. Тщедушный Вакула, вероятно, в честь праздника наряженный в фартук, размахивал кувалдой и порывался выяснить отношения, вызывая у меня настойчивое желание сдать его в психушку. И чем скорее, тем лучше... Толпа актеров на сцене маленькими шажками, как стреноженные лошади, толкаясь, пыталась изобразить народные танцы. Много гупали и тупали. Корявая Оксана старательно пряталась в последних рядах, напрочь ломая зажигательный образ гоголевской героини. Надоевшие до зубовного скрежета, вышиванки и шаровары...


«Празднично» разодетый Вакула с кувалдой на протяжении всего действия

Ну да это ладно. Как-никак украинский колорит. Черт. Низкорослый, накаченный, в желтом трико еще как-то пытался спасти ситуацию, выходя за рамки пьесы. Впрочем, сама пьеса скачками выходила за все мыслимые рамки. Окончательно меня «добила» сцена «запорожцы у царицы»... Помните? Тот момент, когда запорожцы пришли на прием к императрице? Конечно, все помнят. Только никто не представляет, как можно изгадить, любимое с детства произведение, политической подоплекой.

Потемкин стоял столбом в центре сцены. Вокруг него, бились лбами и истошно вопили «Мамо» запорожцы, часть из которых демонстрировала свои зады зрителям, а часть императрице. Ну, да ладно. Всем не угодишь, хотя и очень старались. Вакула держался в сторонке и свою просьбу тоже озвучил из закутка. Типа не такой он, как эти... юго-восточные запорожцы. Он де так яростно в ногах не валялся... А императрица, взгромоздившись на «русскую печь» и растрогавшись словами кузнеца о «сахарных ножках», продемонстрировала эти самые ножки. Да-да! Толстая, мясистая актриса вышла из-за своей пышной юбки в труселях, демонстрируя зрителям свои целюлитные ляжки и сопровождая это действо демоническим хохотом.

Подоплека этой сцены такова. Недокормленный Вакула слишком бледно смотрелся на фоне богато разодетых запорожцев. Значит этих выходцев с юго-востока (они же помогали крымского хана прогнать да и туркам не мало насолили) нужно опустить. Показать типа у кого они в ногах валялись. У кого милости просили. У распутной российской бабы. А вот Вакула не такой. Гордый типа. И крутой. К девке с кувалдой разбираться пришел.... Жесть!

Я не аплодировала. Еле дождалась поклона. На бис публика не вызывала. Многие, как и я, торопились поскорее уйти отсюда. Что случилось с нашим театром? Как и когда он заразился этой мерзостью? За что мне испоганили праздник? Может я чего-то не поняла? Может все не так, как я увидела? Может это не мариупольская труппа была?... Может... Но больше у меня не будет события. У меня не будет театра. Я туда не пойду...

Полнотекстовое размещение статьи в соц.сетях и сайтах размещать запрещено, только анонс с обязательным размещением активной индексируемой и прямой гиперссылки(без атрибута "nofollow" и редиректа) на страницу первоисточника. Размещение со ссылком с редиректом размещать запрещено. Уважаемые граждане, уважайте труд автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями