Проект 705.

Альфа

Автор:

Читателей 👀: 123
Прочитано : 133


Страны: СШАРоссия

Поделиться с друзьями

В 1984 году в США вышла книга, которую написал Том Клэнси. Это было его первое произведение, и оно произвело фурор, а Том Клэнси стал основателем нового жанра технотриллер. Благодаря этой книге, широкому кругу общественности стала известна советская подводная лодка, по НАТОвской классификации, Альфа. Именно эта подлодка по замыслу автора наводила ужас на американских моряков. На самом деле, действительно, существовала такая подводная лодка и проходила она под шифром «проект 705».

30 декабря 1959 года вступила в строй атомная ракетная подводная лодка класса Джордж Вашингтон, 20 июня 1960 года с атлантического ракетного полигона у мыса Канаверл подлодка произвела первый пуск из подводного положения ракетой Поларис. Менее, чем через час, после доклада президенту был произведен второй пуск баллистической ракеты по цели. Дальность полета ракеты Поларис составляла порядка 2,1-2,5 тыс. км. А в 1961 году началось развертывание Великобританией в пункте базирования Холли Лох 14 эскадры ракетных подводных лодок США для патрулирования в Норвежском и Баренцевом морях, в том числе подо льдом. В течение 1961 года американские подводные лодки выполнили три боевых похода (патрулирования) подо льдами Арктики. В то время у Советского Союза не было эффективного средства борьбы с американскими подлодками, потому как дизельные подводные лодки могли осуществлять только совсем непродолжительные заходы под лед, патрулируя у кромки льдов, а атомных субмарин катастрофически не хватало.

Во второй половине 50-х годов знаменитый академик Александров предложил руководству военно-морского флота создавать для ВМФ небольшие атомные ударные подлодки, вооруженные торпедами, имеющие небольшое водоизмешение порядка 1600 т., глубину погружения до 400 м, и обладающие скоростью 45 узлов. Он предлагал их полностью автоматизировать и тем самым сократить количество экипажа до 15-16 человек. Руководство ВМФ приняло эту идею, и конструкторы принялись за воплощение этой идеи в жизнь. В итоге было подготовлено два проекта подводных лодок: проект 671 и проект 705. Эскизные проекты были изготовлены, но руководство не могло остановить окончательный выбор на каком-либо из них. Все решил случай. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев в мае 1962 года посетил ЦНИИ №45, где проходила выставка достижений судостроительной промышленности. На ней Хрущеву были представлены проекты АПЛ проекта 671 и проекта 705. Все знают, что Никита Сергеевич был ярым сторонником развития ракетных технологий, и в том числе ракетных подводных лодок, поэтому в первый момент он очень негативно воспринял информацию, узнав, что на этих маленьких подводных лодках не будут устанавливать ракеты. Тогда один из разработчиков, собравшись с духом, спросил: «Товарищ генеральный секретарь, а что мы будем делать, когда американские ракетные подводные лодки патрулируют подо льдами Арктики, и в любой момент могут нанести ракетный удар по территории СССР, и соответственно противолодочные корабли не могут действовать во льдах?

Единственное, что остается это именно такие небольшие торпедные подлодки-охотники, которые смогут выслеживать американцев подо льдами». Это решило ход дискуссии – оба проекта были приняты в разработку.
Идеи, заложенные в подлодку проекта 705 были поистине революционными, на мой взгляд, эти подлодки на много опередили время. Задумка была прекрасная, но реализация, в связи с нашим техническим отставанием, желала лучшего. Первое – ядерный реактор был с жидкометаллическим теплоносителем, достоинство его заключалось в практически мгновенном повышении мощности – за одну минуту подлодка разгонялась до полной скорости. Разворот на 180 градусов составлял 40 секунд, т.е. она была невероятно маневренна - ни одна действующая подлодка не могла уйти от нее.

Пуск торпед осуществлялся на всем диапазоне глубин. Система заряжения и управления стрельбой была полностью автоматизирована – человек не принимал участия в процессе. Впервые на этой подлодке был применен гидропневматический пуск торпед (вторая подлодка, где был применен такой пуск – экспериментальная подлодка проекта Анчар). Второе революционное новшество – это ВСК (всплывающее спасательная камера), где мог помещаться весь экипаж, в случае аварии она спасала весь экипаж практически со всех глубин. Были применены новые гидроакустические системы, которые послужили прототипом для всех последующих подводных лодок. И еще очень важное обстоятельство – управление всеми боевыми частями было выведено на центральный пульт управления подлодкой. Во всех отсеках стояли телекамеры, обеспечивающие визуальный осмотр отсеков. За счет полной автоматизации подлодки экипаж был минимальным. Корпус подлодки сделали титановым.

Как я уже сказал, реализация проекта казалась очень сложной, подводные лодки этого класса требовали специального базирования, который бы обеспечивал постоянную температуру, чтобы не остыл жидкометаллический теплоноситель. Этот пункт базирования планировалось создать на губе Большая Лопатка.
Новейшие системы постоянно выходили из строя, при больших оборотах вала, были постоянные проблемы с подшипниками, с синтетическим маслом, которое по идее разработчиков не должно было гореть, но тем не менее горело, поэтому в турбинных отсеках постоянно стоял неприятный запах. После походов экипаж вместо того, чтобы отдыхать занимался устранением проблем. Всего было создано шесть подводных лодок. Пунктом их базирования была губа Большая Лопатка. Все шесть кораблей проекта 705 свели в состав 6 дивизии подводных лодок 1 флотилии Северного флота. В общей сложности эти подводные лодки совершили 34 автономных похода на боевую службу, которые проходили в северной Атлантике и подо льдами Арктики.

Бесспорно, АПЛ 705 проекта обладали исключительными скоростными и маневренными качествами, они были самыми скоростными АПЛ в мире. Высокая удельная мощность ППУ на тонну водоизмещения лодки и большая скорость набора и сброса мощности установки позволяли безопасно выполнять любые маневры вплоть до уклонения от торпедного оружия. С этой точки зрения подводные лодки проекта 705 можно считать выдающимся достижением отечественной промышленности и прорывом в будущее. Вместе с тем большая шумность главных и вспомогательных механизмов не позволяла эффективно использовать гидроакустические средства и, как следствие, торпедное оружие. Тем не менее, большая скорость зачастую обеспечивала АПЛ 705 определенные тактические преимущества перед противником. Так, например, 04 мая 1983 года К423 во время очередной боевой службы более 21 часа осуществляла слежку за иностранной АПЛ, успех столь длительного поддержания контакта объясняется тем, что наш корабль, благодаря скорости и маневренности, имел возможности в случае необходимости, совершать маневр быстрого подскока.

Коротко о модификациях – планировалось создать две модификации подводной лодки. Первая – проект 705А, подлодка должна была оснащаться крылатыми ракетами типа Аметист для борьбы с авианосцами. Второй проект – 705Б, подлодка должна была оснащаться несколькими баллистическими ракетами ракетного комплекса Д5 с ракетой Р27К, об этой ракете я рассказывал ранее. И до сих пор АПЛ проекта 705, по классификации НАТО, Альфа являются самыми узнаваемыми подлодками в мире. Ну а для меня, когда я вижу фото этой подлодки, она является воплощением идей будущего...

При копировании материалов сайта, обязательно размещение активной индексируемой (без атрибута "nofollow" и редиректа) и прямой гиперссылки на страницу первоисточника. Полнотекстовое размещение статьи в соц.сетях размещать запрещено, только анонс. Размещение статьи со ссылком с редиректом размещать запрещено. Уважаемые граждане, уважайте труд автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями