«Спесивый» афинянин бы обиделся

Афиняне на агоре (главной площади полиса)

Читателей 👀: 13
Прочитано : 25


Страны: Греция


Поделиться с друзьями

15 сентября — Международный день демократии.

Вот уже девять лет кряду во всем мире отмечается Международный день демократии. Вот только что это — демократия?

Принято считать, что демократия современного образца зародилась в Древней Греции в период, который принято называть классическим. Но это не вполне так*. Ибо нынешняя демократия западного или незападного образца имеет чрезвычайно мало общего с тем, что практиковалось в древнегреческих полисах (городах-государствах). Думается, древний грек оскорбился бы от подобного сравнения, и даже вызвал бы сравнивающего на поединок.

Начнем с того, что в Афинах, Коринфе или Фивах была не представительная (как сейчас, со «слугами народа» — депутатами и прочими), а прямая демократия. Все граждане обязаны были участвовать в общественной жизни полиса (тех, кто не участвовал, называли «идиотосами» — «отдельный человек, частное лицо; несведущий»). Голосовали по вопросам мира, войны, торговли и прочего. Явку поначалу обеспечивали с помощью, как бы мы сейчас сказали, «административного ресурса». Доходило даже до того, что в дни голосований по городу ходили рабы с натянутыми веревками, вымазанными краской. Если краску находили на одежде свободного грека — значит, он нерадивый гражданин, безответственный, едва ли не идиот.

Положим, конкретный афинянин (а все граждане были не просто военнообязанными, а и с боевым опытом) проголосовал против войны. А большинство (пусть даже в формате пятьдесят на сорок девять процентов) — за.

Так вот, этот миролюбивый афинянин должен был, взявши гоплон (щит), ксифос (меч), дори (копье), как миленький отправляться на войну. Воля полиса — закон, а уж что ты там себе думаешь, неважно. Вопреки еще одному стереотипу о древних греках, суть которого сводится к тому тезису, что, якобы, жители полисов были сплошь индивидуалистами, тогдашние жители Эллады обладали коллективистским мировоззрением, подлинным чувством долга и таким чувством патриотизма, которое современным «профессиональным патриотистам» и не снилось.

Но идем дальше. В полисе был невиданный для нас уровень ротации в органах власти. Все граждане по мере сил и способностей за свою жизнь «примеряли» на себя, пожалуй, все «государственные» должности. Причем, делалось это посредством слепого жребия (греки вообще в нашем понимании были фаталистами — вспомните хотя бы богинь судьбы, которые назывались мойрами). Исключение составляли военачальники (это исключение, что называется, вписано кровью) и казначеи (сюда назначались очень богатые люди, которым не было интереса воровать). Нельзя не вспомнить и о таком изобретении греков, как суды присяжных. В отличие от сегодняшних реалий, их было не двенадцать, а несколько сотен. Избирались они опять же жребием, не зная, какие дела будут слушаться в тот или иной день. Ну, и в заключение «маленькое» такое уточнение. Гражданами в древнегреческих полисах были исключительно мужчины старше 18-лет (никаких женщин, рабов, чужеземцев!). А лишение гражданства было пуще смерти — яркий пример философа Сократа, выпившего цикуту вместо возможного изгнания — это подтверждает.

Великий древнегреческий философ Сократ принимает чашу с цикутой

Всю физическую работу выполняли рабы, а свободные граждане, выпив в саду разбавленного вина, могли предаваться одному из своих любимых занятий — философии. Или идти войной на соседний полис.

И это лишь беглый взгляд на устройство полисов. Похоже ли на современную демократию? Мягко говоря, не очень.

*Куда больше оснований возводить «родословную» нынешней демократии к европейскому Средневековью, тогдашнему праву и так далее. Но это — отдельная большая и не менее интересная тема.

При копировании материалов сайта, обязательно размещение активной индексируемой (без атрибута "nofollow" и редиректа) и прямой гиперссылки на страницу первоисточника. Полнотекстовое размещение статьи в соц.сетях размещать запрещено, только анонс. Размещение статьи со ссылком с редиректом размещать запрещено. Уважаемые граждане, уважайте труд автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями